Задумываться об ионизаторах ученые начали после того, как выяснилось, насколько губительно сказывается промышленность и бытовая техника на свойствах воздуха.
Теория
Воздух состоит из двух видов частиц: положительно заряженных катионов и отрицательно заряженных анионов. Большое количество последних благотворно влияет на качества воздуха, облагораживая его, и «лечит» тем самым человека. Каждому знакомы непередаваемые ощущения легкости дыхания на морских курортах, в горах, лесах и у водоёмов. Действительно, в этих местах воздух словно «вкусный». Он ионизируется естественным путем, количество аэроионов в нем составляет более 5 000 на см3. Человек, дышащий этим кислородом, меньше подвержен стрессам и заболеваниям, обладает большей физической выносливостью и умственной работоспособностью, а также крепкой нервной системой. Что же говорить о городских жителях, в чьих квартирах, согласно наблюдениям, обитает всего 40-50 полезных анионов на см3?
В автомобиле присутствует много источников вредоносных ионов, заряженных положительно. Кондиционер же этот воздух зачищает, оставляя его мёртвым. Однако современная индустрия, вдохновившись принципом люстры Чижевского, создала специальный прибор — ионизатор воздуха.
Принцип действия
Ионизаторы воздуха могут удивить разнообразием габаритов и форм. Некоторые из них могут поместиться разве что на задней полке багажника, а некоторые, размером с палец, легко вставляются в прикуриватель. Тем не менее, принцип работы (если они, конечно, работают) одинаков.
В корпус ионизатора встроены высоковольтный преобразователь напряжения и игольчатый коронирующий электрод. Именно с последнего в воздух добавляются полезные, отрицательно заряженные ионы. При этом заряжаются молекулы и частицы пыли, оседающие на корпусе автомобиля. Некоторые ионизаторы оснащаются дополнительно вентилятором — это усиливает интенсивность работы прибора и очищение воздуха.
Стоит отметить, что ионизация неизбежно приводит к образованию озона — газа, губительного для человека в больших объемах. По нормативам, количество озона в воздухе не должно превышать 0,1 мг/см3, определить этот газ можно по специфичному запаху.
Марки ионизаторов
Эффективность ионизаторов совершенно разная, все зависит от производителя и его честности, ведь на рынке есть и совершенно бесполезные приборы. Вспомним стандарты, которым бязаны соответствовать все приборы: в каждом кубическом сантиметре должно содержаться от 600 до 50 000 аэроионов, и не более 0,1 мг озона.
Автомобильный журнал «За рулем» провел экспертизу нескольких марок ионизаторов и их изделий. Результаты приведены ниже в качестве сводной таблицы.
Марка, продукт | Потребляемый ток | Количество аэроионов | Комментарий |
Air Comfort XJ-600 | 2 мА | 1750/см3 | Количество вредных катионов («+»)1530/см3 |
My Car AF 606 |
96 мА | 2820/см3 | Количество вредных катионов («+»)1750/см3 |
Cyclone CN 23 | 70 мА | 25700/см3 | Количество вредных катионов («+») почти 0, и это недостаток |
Neo-Tec XJ-801 | 121мА | 8200/см3 | Слегка озонирует — это хорошо |
Air Comfort GH-2130 | 220-290мА | 23500/см3 | Озонирование — 0,12мг/см3. Превышение стандарта на 20% |
Nep-Tec XJ-2000 | 180мА |
245000/см3 больше подходит для помещений |
Озонирование 0,14мг/см3 |
Seiwa S163 | Отсутствие электропитания | Отсутствие работы | |
Cyclone CN-13 | 65 мА |
193000/см3 больше подходитдля минивэнов, автобусов или комант |
Озонирование на 10% превышает норматив |
Полностью ознакомиться с исследованием можно
здесь.