У машины, двигатель которой работает на газе, есть целый ряд существенных преимуществ. Например, в 2-3 раза «чище» «выхлоп»: отработавшие газы автомобиля менее опасны для здоровья и окружающей среды. Наиболее ощутимым является экономический эффект от использования газа при постоянном росте стоимости бензина: газовое оборудование легкового автомобиля окупается уже через 20 тысяч километров пробега.
Но и это далеко не все. Газ по многим факторам предпочтительнее остальных видов топлива. Например, повышенная температура сгорания на единицу массы снижает расход, а из-за уменьшения нагрузок на детали заметно увеличивается ресурс двигателя и сокращается «угар» масла.
Кроме того, газовые баллоны, которые устанавливаются в автомобиль, конструктивно рассчитаны на высокое давление и имеют большой запас прочности и надежности, что исключает возможность их разрушение при ДТП, тогда как топливные баки легко деформируются при авариях, и разлившийся бензин может легко воспламениться.
Тем не менее, целесообразность установки газового оборудования продолжает вызывать споры у автолюбителей. Основные аргументы противников ГБО сводятся к тому, что газ взрывоопасен и имеет неприятных запах. Сама по себе газовая смесь запаха не имеет, но для обнаружения утечки ее подвергают одорации — придают специфический «аромат».
Неприятный запах одоранта иногда может проникать в салон автомобиля даже при полной герметичности системы. Устранить дефект довольно просто: нужно не реже раза в месяц сливать конденсат в специальную емкость и не хранить тряпки, использованные в процессе этой операции, в салоне автомобиля. Иногда в неприятном запахе виноваты газы, выходящие из глушителя. Но если быть до конца откровенным, то и бензин пахнет отнюдь не розами.
Стоит признать, что эксплуатация автогазобаллонной системы автомобиля незначительно отличается от обычной. Необходимо просто знать особенности газового топлива и выполнять некоторые рекомендации специалистов.
Самый проблематичный момент для машины, работающей на газе, — пуск двигателя. Автомобиль с инжекторным мотором всегда запускается на бензине. Что касается карбюраторного двигателя, то здесь есть нюансы. Если машина эксплуатируется лишь в теплое время года, говорить не о чем — заводите на газе. А вот если пользуетесь авто при отрицательных температурах, перед тем, как поставить машину на длительную стоянку (на месяц или ночь — значения не имеет), желательно заранее перевести ее на бензин, что значительно облегчит запуск двигателя.
Относительная тишина и отсутствие детонации обеспечиваются за счет того, что октановое число у газа выше, чем у жидкого топлива (около 100 единиц). В силу свойств газа и конструктивных особенностей системы питания на 5-7% снижается мощность силового агрегата и ухудшается динамика разгона, но при эксплуатации автомобиля в городе эта разница не слишком заметна.
Заметим, что бытовым газом заправляться не стоит — он для этого не предназначен. Не допускается и превышение заполнения баллона свыше расчетного, так как возрастает давление, что очень опасно.