Полная маркировка диска выглядит, например, следующим образом: 6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1. Рассшифровывается это следующим образом:
6.5 — ширина обода диска (измеряется в дюймах) — ширина той части, на которую надевается шина;
J — форма бортовой закраины (встречаются и другие обозначения);
x — обод неразборный (абсолютное большинство легковых дисков производится сейчас именно такими);
16 — номинальный посадочный диаметр (измеряется в дюймах). Это диаметр должен строго равняться посадочному диаметру шины. Недопустимо, например, устанавливать шину диаметром 16 на диск 16.5 дюймов;
H2 — Hump — небольшой кольцевой выступ, проходящий по ободу диска ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает на наличие 2-ух хампов, т.е. по одному около каждой из закраин;
5 — количество отверстий для крепления диска к автомобилю;
112 — PCD (Pitch Circle Diameter) — диаметр окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);
ET (возможны также написания OFFSET или DEPORT) — вылет диска (измеряется в мм) — расстояние от привалочной плоскости до воображаемой плоскости, проходящей через середину обода диска (в нашем случае 50мм);
Dia (возможны также написания D, Centerbore) — центральное отверстие (измеряется в мм).
Правильно подобранные диски — это как безопасность на дороге, и рациональный расход топлива, так и увеличение срока службы трансмиссии, и что самое главное отличный дизайн. Чтобы не ошибиться с выбором дисков, необходимо знать следующие моменты:
1. Ширина обода
Есть основное правильно: ширина обода должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Предположим, Вы ищете диски под шину 195/55 R15. Ширина профиля в данном случае составляет 195 мм или 7,68 дюймов. Если вычесть из этой величины 25% и полученное число округлить до ближайшего значения из стандартного ряда, то получим величину 6 дюймов. Обод именно такой ширины необходимо подбирать для шины 195/55 R15.
Важно знать! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
2. Диаметр диска
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра. Так, машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14, 15 и даже 16-дюймовые. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких профилей, поскольку их ездовые качества лучше, хотя комфорт при этом страдает. Поэтому диаметра диска Вы можете подобрать самостоятельно на свой вкус.
Важно знать! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, — следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод.
3. Диаметр расположения отверстий крепления (обозначается PCD — Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий
Например, PCD100/4 — 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Важно знать! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличимы). Это недопустимо! В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью. Остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить». Более того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
4. Диаметр центрального отверстия диска
У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси. На заводах принято центрировать колесо именно по нему — его диаметр является посадочным. Но при покупке дисков в магазине, центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители автомобильных дисков часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
5. Вылет колеса
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Важно знать! Не стоит устанавливать на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире. Хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило, невозможно — диск упрется в тормоз.
6. Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса
При замене стального штампованного диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, — легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, например, под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.