
Уже ни для кого не секрет, что система, которая для краткости обозначается аббревиатурой ABS представляет собой одну из основных систем активной безопасности. Главная задача такой системы — своевременно предотвращать блокировку колёс вашего автомобиля, когда вы начинаете тормозить, благодаря чему удаётся сохранить как испаряемость, так и курсовую устойчивость. Однако есть ли у такой системы какие-либо нюансы и особенности? Давайте разбираться.
Перед тем как перейти к самой системе, необходимо разобраться с тем, что происходит при её отсутствии. Прежде всего вы должны понимать, что в процессе торможения ваши колёса окажутся полностью заблокированными в результате чего могут возникнуть следующие сложности:
- Практически полностью исключается возможность манёвров, поскольку шины не могут воспринимать существующие поперечные нагрузки, и если управляемые колёса начинают скользить, то не важно, насколько старательно вы будете крутить руль, автомобиль продолжит инерционное движение в том же самом направлении, в котором двигался до момента блокировки.
- Возможно самопроизвольное изменение траектории движения, что может произойти по причине уклона дорожного полотна, резкого и сильного порыва ветра или из-за другого воздействия на автомобиль. При этом, поскольку ваши колёса заблокированы, компенсировать снос вы не сможете.
- Автомобиль может начать бесконтрольное вращение вокруг вертикальной оси, а причин этому может быть несколько. Во-первых, это может случиться из-за разнородного покрытия под правым и левым бортом автомобиля, например, с одной стороны асфальт, а с другой — лужа. Во-вторых, такое может произойти, когда справа и слева находятся шины с разными фрикционными свойствами (когда не совпадают модели, рисунок, степень износа или давление в шинах). Ещё одна причина кроется в различии нагрузки на колёса правого и левого борта. Ну и последняя причина — это перераспределение массы вперёд в повороте во время торможения.
- Увеличивается тормозной путь, особенно при торможении на сухом и твёрдом покрытии. Это происходит из-за того, что шины в точках соприкосновения с поверхностью перегреваются, из-за чего резина начинает плавиться, образуя катышки, которые и препятствуют торможению.
Каждый из этих факторов несёт в себе невероятную опасность как для водителя, так и для пассажиров, но когда все 4 фактора объединяются — они создают просто убийственное сочетание. Что же может помочь справиться в такой ситуации?
Некоторые посоветуют воспользоваться приёмом прерывистого торможения. Сам приём не представляет собой слишком сложную науку, вам просто необходимо ударить по тормозу, заблокировать колёса и практически сразу же отпустить, чтобы дать колёсам возможность покатиться, а затем повторить всё то же самое ещё и ещё раз. На первый взгляд такой простой способ в теории на практике в экстренной ситуации представляет собой достаточно затруднительный процесс, поскольку у водителя не так уж много времени, да и контролировать частоту ударов по педали достаточно трудно. Конечно для такого приёма необходима предварительная подготовка и тренировка на автодроме, однако, и в этом случае ваших умений может оказаться недостаточно.
Что же делает система ABS? Если говорить просто, то она выполняет то самое прерывистое торможение, но с гораздо большей эффективностью. В зависимости от варианта системы, за 1 секунду она может успеть заблокировать-разблокировать колёса от 15 до 20 раз. Если сравнить это с человеческими возможностями, то даже самые опытные гонщики успевают проделать подобную процедуру не более 6 раз. Также стоит обратить внимание на то, что при «человеческом» прерывистом торможении воздействие происходит сразу на все тормозные механизмы. В то время как ABS регулируют торможение для каждого отдельного колеса (последнее возможно благодаря специальной системе Electronic Brake Distribution, что переводится как «электронное распределение тормозных сил»).
Для наглядности давайте посмотрим не несколько картинок, на которых чётко показаны ситуации и положение автомобиля при том или ином способе торможения.
А напоследок давайте разберёмся с правилами торможения с системой ABS. Главное правило при экстренном торможении — лупите по педали. Не бойтесь её сломать или повредить, очень важно не просто нажимать на педаль стопой, а старательно ударять по ней, изо всех сил. При этом вам необходимо прочно упираться поясницей в спинку кресла, а ногу разгибать в коленном суставе.
Чем жёстче будет ваш удар, тем точнее система отреагирует и тем быстрее начнёт действовать, максимально поднимая давление в тормозных магистралях. Согласно утверждениям инструкторов, водитель начинает правильно бить по тормозам только после 20-й, а то и после 30-й попытки, поэтому попрактиковаться в этом деле было бы совсем не лишним.
При всём том, что системы ABS могут оказать значительную помощь в экстерной ситуации и спасти вашу жизнь, не стоит полностью полагаться на на них. Помните о том, что основная ответственность лежит на вас, а различные электронные помощники — это всего лишь дополнительная поддержка.
Желаем вам удачи на дорогах!